Консультация для родителей.
«Роль семьи в воспитании ребенка»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье,
осуществляется
развитие
личности.
В тоже время в этот период, в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих
взрослых
–
родителей,
педагогов.
Известно, что в настоящее время детские сады в России, посещают только 50% детей дошкольного возраста.
В современном российском обществе существует несколько слоев, имеющих различный уровень доходов, и
оплатить
пребывание
ребенка
в
ДОУ
могут
не
все
родители.
Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными:
они хорошо питаются, одеваются, окружены большим количеством игрушек. однако в этих семьях, где мать
одновременно и «бизнес – вумен», внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным.
В таких семьях дети воспитываются бабушками и дедушками или после детского сада передаются на
попечение гувернанток. Из – за этого они постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так
возникает
отчуждение.
В семьях с низким достатком существуют другие трудности. Чтобы как – то обеспечить семью, родителям
приходится работать по совместительству или искать иные источники дохода, что требует значительных трат
времени.
Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игрушек,
художественной литературы. Занятость родителей порождает детскую безнадзорность, а скудность в питании
–
нарушение
в
здоровье.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание
ребенка,
одни
педагоги
склонялись
в
пользу
семьи,
другие
–
общества.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых 6 лет жизни в разнообразные
виды деятельности: складывают игрушки, помогают маме или папе, выполняют поручение.
Выражение «дети – зеркало семьи» иногда передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные
ценности,
которые
исповедует
его
семья.
Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это прежде всего самовоспитание
родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка.
Значительная часть родителей полагает, что педагоги и психологи могут помочь только советом, а
действовать
все
равно
должны
в
первую
очередь
они
сами.
В семьях с низким уровнем педагогической культуры родителей нередко возникают проблемы, с которыми
взрослые не могут справиться адекватным способом. Причиной возникновения конфликтных ситуаций в
таких семьях становится нарушение показателей семейной гибкости и семейной сплоченности.
В семьях с среднем уровнем педагогической культуры родителей показало, что их показатели семейной
гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже. У родителей отмечается непонимание или неумение
создавать
условия
для
полноценного
развития
ребенка
в
семье.
В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также нередко возникает ряд проблем. У
таких родителей отмечается первостепенность целей формирования интеллектуальной сферы ребенка в
сравнении
с
его
коммуникативной
компетенцией.
К сожалению, не хватает методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада и
родителями,
относящимися
к
разным
уровням
педагогической
культуры.
Необходимо как можно больше разрабатывать методических рекомендаций по оптимизации семейного
воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для
организации эффективного сотрудничества педагогов и психологов ДОУ с семьями своих воспитанников.
Консультация для родителей подготовительной группы
«СКОРО В ШКОЛУ»
Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», — с волнением думают родители. Одной из
важных задач работы детского сада является подготовка детей к обучению в школе. Некоторым
детям подготовительной группы хочется иметь школьную форму,портфель,школьные
принадлежности, а другим интересно узнать что-то новое. Но иногда детям бывает скучно на
уроке,они разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе. Чтобы учёба была
успешной, детям необходимо прикладывать волевые усилия, чтобы слышать и слушать учителя,
выполнять его требования, быть внимательным, а так же начинать и заканчивать работу
одновременно.
Непроизвольным вниманием дети обладают в самом раннем возрасте: это внезапный звук, свет,
движение, оно помогает ориентироваться в пространстве.
Произвольное внимание появляется, когда человек специально сосредоточивается на чём -либо.
Вот тогда и включается воля, умение себя организовать. Детям это бывает трудно, поэтому,
чтобы привлечь их внимание воспитатели прибегают к непроизвольному вниманию: хлопнуть в
ладоши, ударить в бубен, позвонить в колокольчик, пригласить в «гости сказочный персонаж».
Но удержать долго произвольное внимание трудно даже взрослому, тем более детям. А процесс
обучения в школе требует от детей в первую очередь произвольного внимания, которое
необходимо тренировать.
Игры,которые помогают тренировать внимание.
«Угадай,что изменилось?»
На столе стоят игрушки или предметы. Ребёнок закрывает глаза, предмет убирают(добавляют,
меняют на другой) . Открыв глаза, рассказывает что изменилось.
«Кто во что одет?»
Ребенок закрывает глаза и его просят описать как одеты подруги и друзья. Сколько цветов на
окне? Кто привёл сегодня твоего друга в детский сад? Что в руках держала девочка, которую мы
встретили?
«Найди отличия»
Кто больше найдёт отличий при рассматривании двух картинок.
«Пантомимические этюды»
Детям предлагается пройти так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении,
старушка, солдат и т. д.
«Отражение чувств»
Дети объединяются в пары,договариваются, кто будет «говорящим»,а кто «отражателем».
Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» какую- нибудь фразу: «За мной пришла мама».
Говорящий эмоционально повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство
испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.
«Выполни в темноте»
Играющий в течении 1-2 минут рассматривает и запоминает расположение предметов на столе.
Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берёт те предметы, которые
называют ему. Можно считать очки за правильно выполненное задание.
«Построй в темноте»
Играющий строит одной рукой из кубиков высокий столбик, до тех пор, пока он не развалится.
Чем выше постройка, тем большее количество очков получает играющий.
«Дедушка Водяной»
Водящий в центре круга с завязанными глазами сидит на корточках. Дети, взявшись за руки
идут по круги, произнося слова: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой? Ты сиди и не
молчи, пока не скажем : «раз, два, три!» Дети останавливаются, а водящий «водяной» встает и
идет вытянув руки. Наткнувшись на кого- нибудь из детей он угадывает кто это, ощупав
причёску и одежду ребёнка. Если он отгадал , то водящим становится тот ребёнок.
«Кто увидит больше всех?»
Любая репродукция картины (например: В.Васнецова «Алёнушка», «Богатыри», «Иван- царевич
на сером волке». Можно также использовать пейзажи и натюрморты) Картина вывешивается
перед детьми и предлагается рассказать, что на ней изображено. Плохо рассказывающие дети
могут назвать два- три главных предмета.
Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Игра
продолжается, пока не будет названо всё существенное.
Вариант: Дети рассматривают картину,затем она убирается. Ребята по памяти должны
рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается ещё раз.
Каждый воспитатель стремится к постпроизвольному вниманию. Такое внимание не требует
волевого усилия (как произвольное) и не является случайной ориентировочной реакцией (как
непроизвольное). Оно сочетает в себе лучшие свойства того и другого: не утомляет, не заставляет
включать волю и в тоже время организует деятельность ребёнка и включает цепочку
познавательных процессов: восприятие, мышление, память. Постпроизвольное внимание — даёт
интерес к происходящему, самое выгодное для детей и для воспитателей: дети не устают,очень
хорошо воспринимают и запоминают информацию, воспитателю тоже интересно работать,
можно многое успеть, многого достичь.
Человеческая психика — гармоничное сочетание, переплетение множества качеств, свойств,
процессов. Воспитываем внимание — обеспечиваем лучшее восприятие,память, формируем
характер. Заботимся о наблюдательности — учим мыслить, понимать, иметь собственное
мнение. И так — во всём.
Каждый ребёнок обладает разными природными задатками: скоростью нервных процессов,
быстротой переключения с одного предмета на другой, степенью активности и утомляемости.
Любое качество можно развить, только потолок у каждого свой, и мы, взрослые (родители и
воспитатели), должны повысить уровень его интеллектуальной активности. Нельзя постоянно
подавлять инициативу и волю ребёнка. Напротив, бесконтрольный ребёнок не умеет
организовать своё внимание, у него нет такого опыта . Таких детей часто характеризуют в школе:
«способный, но невнимательный». Чтобы дети в школе не испытывали на неинтересном уроке
муки удержания своего ускользающего внимания, необходимо постоянно тренировать
произвольное внимание.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)