Консультация для родителей
«Дисциплина на улице - залог безопасности»
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим
транспортом: мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться
перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед
переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы
и контролировать ситуацию слева и справа во время движения.
Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого
препятствия: наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя
из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем
выйти из-за кустарника или сугробов.
Игра на проезжей части: наши дети привыкли, что вся свободная территория
- место для игр.
Ходьба по проезжей части: даже при наличии рядом тротуара большая часть
детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со
всевозможными нарушениями.
Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на
дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть
особую значимость возрастных особенностей детей:
• Физиологические
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может
определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки,
которые ему интересны.
Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка
намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии
до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой
зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека.
Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он
видит только то, что находится напротив. Реакция у ребёнка по сравнению со
взрослыми, значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на
опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы
воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит
примерно 1 секунда. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в
состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он
реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся
машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому
на это нужно лишь четверть секунды. Надёжная ориентация «налево направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.
• Психологические
У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного
движения транспортных средств, т. е. ребёнок убеждён, основываясь на
аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные
средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные.
Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка уже в школе
постепенно.
Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет
или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться
к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на
другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка
гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не
прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других
участников движения и для него лично. Собственная безопасность в
условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им
недооценивается.
Консультации для родителей
«Кризис трех лет»
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем
ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления
на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и
некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень
важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение
своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить
психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как - то
решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей
ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы
психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до
года - двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется,
поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в
детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается
непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно
длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных - критических,
то есть кризисы - это переходы между стабильными периодами.
Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности
личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания
кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое
проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит
о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для
дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И,
наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия,
может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не
произошло соответствующих изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы
непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно
ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку
выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства - это
крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества;
капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение
своего «Я», эгоизм - в здоровом виде чувство «самостоятельности»,
собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма самозащиты;
замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то
есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен
выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача
родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений.
Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и
капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 - 4 годам (случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная);
Пик упрямства приходится на 2.5 - 3 года жизни;
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей
по 5 раз в день (у некоторых - до 19 раз);
Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и
капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве,
истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими
родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения
родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего
спокойствия.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это
как необходимость.
Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку
почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь во время приступа что - то внушать ребенку. Это бесполезно.
Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только
это и нужно.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и
увести.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка,
штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры
заинтересуют и отвлекут.
Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет»,
оставайтесь и дальше при этом мнении.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)